Главная » Статьи » ТЮНИНГ И РЕМОНТ ВАЗ » КУЗОВ, САЛОН |
Зона разрежения В среде физиков бытует поговорка: «Эксперимент надо ставить только тогда, когда заранее известен результат». Затевая этот сравнительный аэродинамический тест, мы, в принципе, тоже догадывались о его исходе. Но желание самим проверить, какой тип кузова предпочтительнее с точки зрения аэродинамики, все же оказалось сильнее. Именно поэтому в аэродинамической трубе Дмитровского полигона оказались три автомобиля: седан ВАЗ-2110, универсал ВАЗ-2111 и хэтчбек ВАЗ-2112. Сх «десятки» чуть выше из-за небольшой зоны
разрежения, возникающей над крышкой багажника Первое, о чем должен позаботиться настоящий экспериментатор, соблюдение
корректности поставленного опыта. Если мы станем сравнивать характер
обтекаемости, например, хэтчбека ВАЗ-2109 и универсала ВАЗ-2104, то
выясним лишь отличия в аэродинамике этих конкретных моделей, но не
сможем сделать из этого каких-либо общих выводов. Это совершенно разные
автомобили! Но сравнение трех машин одного «десятого» семейства позволит
нам уже смелее интерпретировать результаты. Ведь дизайн этих машин
выполнен в одном стиле, а их передки и вовсе одинаковы. Так что разницу
в обтекаемости, обусловленную именно разными типами кузовов, в этом
случае «поймать» будет гораздо проще. ![]() ![]() Обтекаемость универсала заметно хуже, нежели у седана. Если у «десятки»
коэффициент аэродинамического сопротивления Сх равен 0,347, то у универсала
он вырос до 0,381! Объясняется это просто. При движении за любым автомобилем
возникает зона разрежения. Естественно, что за вертикальной задней
стенкой универсала разрежение оказывается намного больше, нежели за
багажником седана. А чем обширнее зона пониженного давления за автомобилем,
тем существенней она «оттягивает» машину назад, увеличивая аэродинамическое
сопротивление. ![]() «Успокоившись» на длинной крыше универсала, воздух сходит с него ровной горизонтальной струей. Но за почти вертикальной задней дверью образуется обширная зона разрежения, увеличивающая Сх ![]() Кстати, если вы помните, на первых фотографиях предсерийный хэтчбек
представал то с небольшим антикрылышком над стеклом пятой двери, то
с мощным лопатообразным антикрылом. В серию пошла последняя, самая
серьезная с точки зрения аэродинамики конструкция очевидно, она
эффективнее снижает подъемную силу, действующую на заднюю часть кузова.
В результате вазовцам удалось добиться того, что по значению подъемной
силы хэтчбек ВАЗ-2112 лишь чуть-чуть проигрывает обычной «десятке». Можно
ли соотношение аэродинамических характеристик вазовских седанов, хэтчбеков
и универсалов считать закономерным и распространять на другие семейства
автомобилей? Специалисты дмитровской трубы согласны дать положительный
ответ только применительно к седанам и универсалам практически всегда
последние будут иметь худшую обтекаемость и большее значение Сх, нежели
трехобъемные машины одного и того же семейства. Кстати, благодаря
большей «парусности» боковин универсалы, как правило, лучше «держат
дорогу» на высокой скорости, нежели седаны и хэтчбеки (обратите внимание
на то, как мал поворачивающий момент Mz у ВАЗ-2111).
Кстати... Отличный пример грамотной организации аэродинамики задней части универсала новый Volvo V70, который мы «продували» в Дмитрове прошлой зимой. Над его пятой дверью расположен дефлектор, очень похожий на тот, от установки которого на ВАЗ-2111 в Тольятти отказались. Дефлектор отсекает часть воздушного потока, сходящего с крыши, и направляет его вниз. Какова польза такого приспособления? Во-первых, заднее стекло из-за этого меньше загрязняется. А во-вторых, разрежение позади автомобиля намного падает, что приводит к снижению Сх. Профиль крыла Природу возникновения подъемной силы при движении автомобиля проще всего проиллюстрировать на примере самолетного крыла. Ведь оно создает подъемную силу не только потому, что направляет поток вниз, как думают многие (хотя, конечно, подъемная сила и зависит от угла атаки). Все дело в профиле крыла. Форма его сечения такова, что поток воздуха над плоскостью проходит больший путь, чем поток под плоскостью. Поэтому скорость протекания воздуха над крылом и под ним неодинакова над плоскостью поток течет быстрее, что, согласно закону Бернулли, и создает над крылом зону разрежения и, в конечном итоге, подъемную силу. Д. ШЕВЦОВ Фото автора Источник: http://vaz.ee | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1022 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |